Не буду в соседском дневнике флудить некрокомментариями.
Прихраню себе для неторопливых разборов.
(болд мой)
25.05.2016 в 17:09
Пишет
Suboshi.:
Общие темы
За обедом обсуждали с Битлом крупнейшую франчайзинговую сеть нашей эры - Римско-католическую церковь и внесение клиентоориентированности в процесс аутодафе - всякие там мешочки с порохом, опциональные сырые дрова и прочее.
Заодно повздыхали о том, как погано в школах всю дорогу преподают сквозную историю, и по итогу тот факт, что в Англии Елизавета Тюдор, а на Руси Иван Грозный, взрывает большинству мозг уже где-то после школы, а осознание того, что в Америке война Севера и Юга, а в Японии, скажем, Шинсенгуми, у многих не наступает вообще никогда.
А саппорты мне сейчас сдают деловое письмо. Одно из заданий - типичный "IT-крокодил", когда я загадал реальную проблему и завёл тикет от имени клиента, а им нужно, придерживаясь принципов здоровой клиентоориентированности и деловой переписки, за наименьшее количество писем выяснить проблему и предложить решение.
Один сразу угадал ситуацию, но само задание завалил - "клиент" разозлился и ушёл. Другой строит уже второе ошибочное предположение, но с клиентом пока общается нормально, только затягивает.
Вообще мне больше всего понравился комментарий от него же:
- Это даже круто, когда клиенту нельзя позвонить, прямо начинаешь дууумать!
URL записиВот о чём я повздыхала бы с большим чувством, так это о том, что в средней общеобразовательной недостаточно акцентируют навык того самого письма: делового и личного. Куда более ценный для жизни, чем умение отличать ямб от хорея. Оно там есть, но его там очень мало.
А что касается Истории...
с той кочки, откуда мне видно
Я однажды спросила Ингу, практикующего учителя истории на тот момент:"Почему бы в старших классах не проходить по новой обзорным курсом всё то, что давали в средней школе, уже более зрелыми мозгами? Это же реально по времени".
Инга сказала:"Пробовали. Фигня выходит".
Недавно у меня сложилась картинка, почему фигня и как оно в общих чертах устроено. Какой там в идеале лежит порядок поступления информации.
Берём сцену с "психической атакой" из х/ф "Чапаев". Ага. Вот её и берём. Для наглядности.
Младшая школа.
Человек видит объекты и умеет их описать. (Привет тебе, клиповое мышление, между прочим.)
Человек видит Чапаева на белом коне в красной рубахе и коричневых штанах. Анку за пулемётом, которая подпускает поближе. Строй чёрных мундиров.
Со свойствами этих объектов (храбрость, воля, выдержка и прочее) человек разбирается сам.
Это - зона актуального развития.
При поддержке взрослого человек видит: почему не стреляет Анка и в какой момент она жмёт на гашетку (за секунду до того, как рассыплется строй), почему не сразу летит в лихую атаку Чапай, и т.д. Привет историям про Куликовскую битву с засадным полком, про остроумные решения древних зодчих и прочим интересным штучкам.
Это - зона ближайшего развития.
Чисто теоретически к концу начальной школы человек способен удержать в голове и объяснить всю тактическую схему целиком.
От ответа "наши победили, потому что они храбрые и добрые" перейти к ответу "наши победили потому, что они знали вот это и действовали вот так".
Средняя школа. Там очень много, через буераки и дальними огородами.
Человека остро интересует, чем там занимались Петька, Анка и Чапай в свободное от подвигов время. Какие у них были отношения.
С тем, этично ли Чапаю трахать Анку, как относится к этому Петька и что скажет Фурманов, человек разберётся сам. Заодно он будет очень активно вглядываться в лица чёрной шеренги. Потому что они тоже люди. У них тоже души. Оказывается вдруг.
Это - зона актуального развития.
При поддержке взрослого человек может обнаружить за всем этим... тоже отношения. Производственные отношения производительных сил, ага.
В пятом классе даётся линия истории с отсечкой "до и после нашей эры" и периодизация по участкам этой линии. Периодизация идёт по типам отношений.
Без поддержки взрослого человек прекраснейшим образом сам представит себе Чапая в латах и Анку в кринолинах. И поглядит, что поменяется в отношениях, что там будет только форма, а что уже суть (а ссуть они в песочек, да, Васильиваныч). Ему это интересно. И поручиком в отставке сам себя вообразит. Да. Без посторонней помощи.
Нет, никто и никогда не свернёт эту линию в спираль. По крайней мере, в наших широтах. Но модель спирального развития, в подростковую голову залетает гнездится там прекрасно. Одного взгляда по обе стороны отсечки и факта, что у римлян был водопровод, может быть достаточно, даже если очень стараться указать дитятке единственно возможный линейный светлый путь в подлинно демократическое будущее всей Земли. Не трудитесь. Рано или поздно (лучше, конечно, пораньше) детка вас пошлёт и объявит себя каким-нибудь древним галлом.
При поддержке взрослого человек может посмотреть, как одни отношения сменяют другие, что происходит на стыках, чем чреваты столкновения разных моделей и прочее интересное.
Вот здесь, на излёте средней школы - пионерский привет двум персонажам: бедолаге дону Румате и учителю Мельникову.
Где-то на этом этапе, глядя на кадры старого фильма, подросток обнаруживает бойцов ИВР, идущих в психическую атаку с пением Интернационала. Или что-нибудь ещё столь же ядрёное. Что он будет с этим делать - зависит от его личных обстоятельств. В картину мира он это будет как-то вписывать. По любому - это вызов.
Где-то на этом этапе у человека возникает мысль, что "в истории орудовала банда двоечников" и с этим тоже надо что-то делать. Потому что ты сам, вообще-то вот прямо сейчас тоже живёшь внутри Истории.
К завершению средней школы человек, если повезёт, видит иеррахические системы (хотя бы на пару уровней) и соображает, что в их развитии есть некоторые закономерности. Возможно, такие, как ему сказали взрослые, возможно - другие, но - есть.
Старшая школа.
А не получится тут оборзеть всемирную историю с высоты птичьего полёта. А нафиг оно не сдалось.
Получится тут: закопаться подробно и внимательно в определённый период.
И задать вопросы: что именно там было? а откуда мы знаем, что было именно так? а с чего оно началось и к чему привело?
Подробно. На нескольких уровнях. С проверкой на достоверность. Примерно так, как это делают профессиональные историки.
Так работает закономерность? А какая тут закономерность? А точно работает? А если точнее? А если подробнее?
И тогда, наконец, картинка с летящим в атаку Чапаем заключается в рамочку вся.
И "по равнине, сомкнутым строем, чёрные комбинезоны ИВР". С правом художника на вымысел и правом учёного на факт, с идеологическими играми, психологическими сложностями, и с действительным положением дел.
Нет, это не утопия. Вполне доступно. Лично наблюдала.
Но все три этапа - достаточно кровавые. Врать не будем.
А высказывать пожелания к школьной программе - это мы все умеем, да.
Всегда есть в России люди, которым дорого просвещение.
у них - в 10-12 - это вполне укладывается в голове. не первая смена этих ребят - "Архимедов" - уже закончила школу.
Там очень много можно и нужно делать.
Я здесь только о логике построения школьной программы, которую недавно совершенно случайно увидела в разговоре с дочерью.
В "сделает сам" тут как раз лежат и такие вещи как "найдёт себе кружок по интересам", "обсудит со взрослыми" и т.д.
Навык классификации-то уже отрос к 10-12. Им реально интересно и правильно такие сводные таблички составлять.
Визуально потребность в сквозном осознании как раз есть в 10-11 классах/1 курсе, и она реализуется - в части школ. Но их меньшинство.
в сквозном осознании как раз есть в 10-11 классах/
Вот что-то как-то мои наблюдения, классическое построение школьной программы и первый комментарий одинаково указывают на эту потребность раньше: в средней школе.
и она реализуется - в части школ. Но их меньшинство.
Это профильные гуманитарные школы, где в процессе подготовки к поступлению в ВУЗ детки поднимают и систематизируют по новой Всемирную Историю в максимально полном объёме.
Все прочие простые смертные проделывают то же самое самостоятельно, в разное время и под свои личные задачи. Задача школы - дать инструментарий для понимания исторического материала как такового. Настолько качественно, насколько это возможно в тех условиях, в которых работает школа.
Это профильные гуманитарные школы
Да не, не только.
Я с тобой в целом согласен, но что-то наблюдение за результатами наводит на мысль, что с выдачей инструментария какие-то нелады =(((
с выдачей инструментария какие-то нелады
Так йолки! Откуда там ладам-то взяться.
Тут идоеологически нейтральные математика с физикой - и то успели пострадать.
А как школьную историю колбасило - это же ни в сказке, ни пером.
я что-то туплю. а если к каждому периоду развития присовокупить то, что человек может/хочет делать и делает сам, что получится?
и что такое некрокомментарий?
я что-то туплю. а если к каждому периоду развития присовокупить то, что человек может/хочет делать и делает сам, что получится?
а уж как я туплю холодным сибирским летом - это нечто...
история получится, наверное
история того, как человек знакомится с Историей для каких-то своих целей и задач =)
Я основываюсь только на личном опыте и наблюдениях, и на том, что помню из определения основных возрастных этапов.
Та схема, по которой брала историю в школьные годы я, в старшей школе предлагала разбор событий 20-го века.
Получалась линия развития аналогичная пути профессионального историка: средняя школа - общая картина и связи; старшая - конкретный период и закономерности (как возникает революционная ситуация, что привело к Второй Мировой и т.п.). Так же выглядит траектория у человека, который просто для себя увлекается Историей. В серьёзное увлечение все, кого я видела (в разном возрасте уже), уходили не от общей картины мировой истории, а от увлечения конкретным периодом или страной. "Я люблю 15 век" - и понеслааась...
Не удивлюсь если сейчас в целом схему преподавания в школе поменяли-таки на общий обзор в старших классах, про который Инга говорила, что он непродуктивен.
Вот я поняла, почему она так говорила: в старшей школе действительно интересно и продуктивно смотреть "как оно работает". А также: "откуда мы знаем, что оно было именно так", "почему мы оцениваем эти события так, а не иначе".
Мозги дорастают, критическое мышление оформляется. Зелёное ещё мышление, но такое критическое - ужасть просто. (Я там был, я помню.) =)
Кстати, если эту тему так или иначе не проработать, то в отношении истории будут потом увлечения всякой фоменковщиной и неспособность отделить легенду от факта (в идеале - с признанием значимости того и другого, но это уже мои запросы, это я уже губу раскатываю, кажется).
Как это проработать обзором всемирной истории, я лично не представляю. Смутно подозреваю - как это можно провернуть. Но только подозреваю. =)
что такое некрокомментарий?
это комментарий к старой записи, которая уже может быть не актуальна для хозяина дневника